— Вы не первая, с кем я беседую из ученых. В разное время ко мне приезжали из Академии наук. Из Англии профессор приезжала, проводила исследования для
Лондонской академии. Разговаривали, ставили эксперименты, наблюдали, замеры какие-то делали. Я на все вопросы отвечал, как есть. Мне самому было интересно с ними говорить. Только они все вопросы про религию задавали. А я академикам пытался объяснить, что у нас это не религия, не менталитет, а образ жизни. Другое отношение к природе, к старикам. Обряды в Хакасии — это часть жизни, которая запускает важные социальные процессы. Например, раньше перед зимой в Хакасии делали специальный обряд, и молодежь в это время приезжала к старикам, возвращалась в родные дома, чтобы подготовить хозяйство к зиме, сделать запасы, помочь в доме. Так старшее поколение переживало холодное время, и молодое включалось в процесс заботы и ответственности, погружаясь в обычаи, общение. Сейчас обрядов стало меньше, и молодежь больше не заботится о стариках — каждый сам по себе. Разве это про религию? Это про социальные скрепы поколений, и шаман здесь — часть жизни народа.